Новости

28.10.2024

     Президиум Верховного суда Российской Федерации утвердил обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей за 2023-2024 годы. В обзоре приводятся споры, связанные с реализацией товаров, выполнением работ (оказанием услуг), а также даны разъяснения по спорам между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями.

     В частности, новый обзор содержит следующие правовые позиции по спорам, связанным с реализацией товаров и выполнением работ:

• кассовый чек, выдаваемый продавцом покупателю, является документом, удостоверяющим факт и условия покупки товара;

• потребитель имеет право на возмещение убытков, возникших в связи с отказом продавца от исполнения обязательства по передаче оплаченного товара;

• потребитель вправе отказаться от дальнейшего использования некачественного товара и потребовать возврата уплаченных за него денежных средств при невозможности пользоваться технически сложным товаром в течение более тридцати дней в любом году гарантийного срока вследствие устранения различных недостатков, в том числе и в случае устранения недостатков товара при предыдущих гарантийных ремонтах и передачи товара на новый ремонт

• условия публичной оферты о праве продавца на односторонний отказ от договора купли-продажи недействительны;

• непредоставление товара с недостатком на осмотр в другой город по адресу, указанному продавцом, не признается недобросовестным поведением потребителя;

• предусмотренное Законом о защите прав потребителей ограничение неустойки размером уплаченной потребителем цены установлено только для отношений по выполнению работ или оказанию услуг и не распространяется на правоотношения, возникающие из договора купли-продажи товара;

• размер потребительского штрафа, подлежащего взысканию с лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, может быть снижен судом на основании ст. 333 ГК РФ только при наличии соответствующего заявления с его стороны;

• цена аналогичного товара подлежит определению на момент восстановления нарушенных прав, в том числе в случае приобретения этого товара у другого физического лица;

• присуждение чрезвычайно малой, незначительной и неадекватной компенсации морального вреда, причиненного здоровью воздействием вредных химических веществ от предметов бытового использования ненадлежащего качества, свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права;

• проставление банком в тексте кредитного договора типографским или иным способом отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг ставит последнего в заранее невыгодное положение, нарушает его права как потребителя и свидетельствует о недействительности такого согласия;

     В обзор вошли правовые позиции по спорам потребителей с банками и страховыми организациями:

• при заключении договора потребительского кредита с использованием информационно-телекоммуникационных сетей банк должен идентифицировать получателя денег и установить, что именно на его счет перечисляются денежные средства;

• банки не вправе в одностороннем порядке изменять условия договора и увеличивать размеры комиссий или вводить новые комиссии;

• поступление денежных сумм в размере, недостаточном для полного погашения кредита, не является препятствием для их зачисления в счет частичного досрочного погашения кредита;

• банк как выгодоприобретатель по договору личного страхования при наступлении страхового случая обязан принять необходимые меры для получения страхового возмещения;

• проставление в кредитном договоре типографским способом отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг нарушает его права как потребителя;

• к отношениям между банком и наследниками по поводу банковского вклада наследодателя применяются положения Закона о защите прав потребителей.

      Новый обзор Верховного суда призван защитить права потребителей, столкнувшихся с недобросовестными действиями продавцов и исполнителей. Разъяснения будут способствовать справедливому разрешению аналогичных споров в будущем.



К списку новостей

Яндекс.Метрика