28.10.2024
Президиум Верховного суда Российской Федерации утвердил обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей за 2023-2024 годы. В обзоре приводятся споры, связанные с реализацией товаров, выполнением работ (оказанием услуг), а также даны разъяснения по спорам между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. В частности, новый обзор содержит следующие правовые позиции по спорам, связанным с реализацией товаров и выполнением работ: • кассовый чек, выдаваемый продавцом покупателю, является документом, удостоверяющим факт и условия покупки товара; • потребитель имеет право на возмещение убытков, возникших в связи с отказом продавца от исполнения обязательства по передаче оплаченного товара; • потребитель вправе отказаться от дальнейшего использования некачественного товара и потребовать возврата уплаченных за него денежных средств при невозможности пользоваться технически сложным товаром в течение более тридцати дней в любом году гарантийного срока вследствие устранения различных недостатков, в том числе и в случае устранения недостатков товара при предыдущих гарантийных ремонтах и передачи товара на новый ремонт • условия публичной оферты о праве продавца на односторонний отказ от договора купли-продажи недействительны; • непредоставление товара с недостатком на осмотр в другой город по адресу, указанному продавцом, не признается недобросовестным поведением потребителя; • предусмотренное Законом о защите прав потребителей ограничение неустойки размером уплаченной потребителем цены установлено только для отношений по выполнению работ или оказанию услуг и не распространяется на правоотношения, возникающие из договора купли-продажи товара; • размер потребительского штрафа, подлежащего взысканию с лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, может быть снижен судом на основании ст. 333 ГК РФ только при наличии соответствующего заявления с его стороны; • цена аналогичного товара подлежит определению на момент восстановления нарушенных прав, в том числе в случае приобретения этого товара у другого физического лица; • присуждение чрезвычайно малой, незначительной и неадекватной компенсации морального вреда, причиненного здоровью воздействием вредных химических веществ от предметов бытового использования ненадлежащего качества, свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права; • проставление банком в тексте кредитного договора типографским или иным способом отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг ставит последнего в заранее невыгодное положение, нарушает его права как потребителя и свидетельствует о недействительности такого согласия; В обзор вошли правовые позиции по спорам потребителей с банками и страховыми организациями: • при заключении договора потребительского кредита с использованием информационно-телекоммуникационных сетей банк должен идентифицировать получателя денег и установить, что именно на его счет перечисляются денежные средства; • банки не вправе в одностороннем порядке изменять условия договора и увеличивать размеры комиссий или вводить новые комиссии; • поступление денежных сумм в размере, недостаточном для полного погашения кредита, не является препятствием для их зачисления в счет частичного досрочного погашения кредита; • банк как выгодоприобретатель по договору личного страхования при наступлении страхового случая обязан принять необходимые меры для получения страхового возмещения; • проставление в кредитном договоре типографским способом отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг нарушает его права как потребителя; • к отношениям между банком и наследниками по поводу банковского вклада наследодателя применяются положения Закона о защите прав потребителей. Новый обзор Верховного суда призван защитить права потребителей, столкнувшихся с недобросовестными действиями продавцов и исполнителей. Разъяснения будут способствовать справедливому разрешению аналогичных споров в будущем. |
К списку новостей |