Новости

06.12.2019

К 20-летию мировой юстиции в Российской Федерации

 Связь времен

       Несмотря на сравнительно небольшой срок существования мировой юстиции в современной России, история этого института отнюдь не нова для нашей страны. Первые мировые суды появились в Российской Империи еще в 1864 году с легкой руки Императора Всероссийского Александра II – инициатора беспрецедентных по своему масштабу либеральных реформ.

Задачей   судебной   реформы провозглашалось – «водворить в России суд скорый, правый и милостивый, равный для всех подданных, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе уважение к закону». Наряду с введением мировых судей провозглашались принципы состязательности, гласности, публичности принятия решений при ведении судебного процесса.

Как указано в Судебных уставах 1864 года, «на мирового судью возлагается рассмотрение всех менее важных дел, ежедневно почти возникающих между большинством населения, значительная часть которого не знает законов, не терпит формализма, уважает естественную справедливость и дорожит временем».

В Сибири Судебные уставы 1864 года не были введены одновременно со всей Россией из-за опасений Правительства давать отдаленному слабо контролируемому региону прогрессивные правовые нормы, а также нежелания тратить значительные средства на введение новой системы правосудия.

«Временные правила о применении Судебных уставов к губерниям и областям Сибири» были приняты лишь в 1896 году. Да и то, мировые судьи, приступившие с этого времени к отправлению правосудия в Тобольской губернии, осуществляли свою деятельность с рядом ограничений и особенностей. На сибирских мировых судей не распространялись принципы выборности, несменяемости и независимости. Сибирские мировые судьи являлись чиновниками, всецело зависевшими от министра юстиции. Кроме того их деятельность ставилась под надзор окружных судов и прокуратуры.

Таким образом, деятельности мировых судей на сибирской земле осуществлялась в более худших условиях, чем в остальной России: изначально недостаточный штат, крайне скудное финансирование, большие судебные участки и сосредоточение в руках мировых судей одновременно судебных и следовательских функций.

Тем не менее, в масштабах Российской Империи, по оценкам многих исследователей, судебная реформа 1864 года имела положительный эффект, изменив медлительность и неповоротливость российского суда в лучшую сторону.

Но, сразу после революции 1917 года советская власть институт мировых судей категорически отвергла, как противоречащий господствовавшей тогда идеологии, поскольку он устранял народных заседателей от осуществления правосудия.

А спустя долгое время – в конце ХХ века, уже в новой России, в условиях нарастающей потребности общества в скором, правом и справедливом суде, родилась идея возрождения института мировых судей.  Мировые судьи, по мнению разработчиков основных направлений судебно-правовой реформы, могли вполне эффективно справиться с поставленными перед правосудием задачами в силу особенностей их организации и деятельности. 

С чистого листа

 

Принятие Федеральных законов от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и от 29 декабря 1999 года № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» положило начало возрождению мировой юстиции.

Воссоздание мировой юстиции в Югре, как и по всей стране, начиналось с нуля, как в части законодательного обеспечения, так и в части создания надлежащих условий для отправления правосудия на региональном уровне.

В работу включились региональные ветви исполнительной, законодательной и судебной властей. Думой автономного округа совместно с Судом автономного округа и Управлением Судебного департамента в автономном округе были проведены организационные мероприятия, направленные на принятие окружных законов, касающихся деятельности мировых судей.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра стал одним из первых субъектов Российской Федерации по созданию комплекса условий для начала деятельности мировых судей.

Так, уже 2 августа 1999 года Губернатором автономного округа А.В.Филипенко был подписан Закон автономного округа № 42-оз «О мировых судьях в Ханты-Мансийском автономном округе». Еще через полгода был принят Закон автономного округа от 1 марта 2000 года № 8-оз «О судебных участках и должностях мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе», без которого мировые судьи не могли приступить к исполнению обязанностей: требовалось разделить территорию округа на судебные участки исходя из численности населения – от 15 до 30 тысяч человек на участок. В ходе разработки данных законов была проделана огромная, кропотливая работа. В целях обеспечения оптимальной доступности населения к правосудию при определении границ судебных участков и их центров максимально учитывались все условия, в том числе особенности географического положения населенных пунктов и транспортного сообщения между ними в характерных для нашего региона природно-климатических условиях. Не секрет, что территория Ханты-Мансийского автономного округа – Югры характеризуется большой протяженностью, при которой значительное количество населенных пунктов расположены в труднодоступных местностях, затерянных меж рек, озёр, болот, лесов.

Следующим этапом в образовании мировой юстиции в нашем округе стало создание соответствующих материально-технических условий для работы мировых судей. На эти цели Администрацией округа совместно с окружной Думой выделялись необходимые денежные средства из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Параллельно с работой над законодательной базой и созданием материально-технических условий для работы мировых судей, предпринимались и определенные организационные меры, позволившие в кратчайшие сроки представить в Думу автономного округа кандидатуры для назначения их на должности мировых судей.  Уже 14 апреля 2000 года Думой автономного округа были назначены первые мировые судьи судебных участков:

№ 2 в муниципальном образовании Березовский район;

№ 1 в муниципальном образовании Белоярский район;

№ 26 в муниципальном образовании Нефтеюганский район;

№ 34 и № 35 в муниципальном образовании город Пыть-Ях;

№ 54 в муниципальном образовании Советский район.

Для скорейшего начала функционирования всех судебных участков в округе Судом автономного округа совместно с Управлением Судебного департамента в автономном округе, председателями районных (городских) судов был осуществлен комплекс мероприятий, направленных на формирование кадрового резерва будущих мировых судей. С каждым кандидатом на должность мирового судьи проводилась большая подготовительная работа с целью определения его профессиональных и морально-волевых качеств. Изначально на сдачу квалификационного экзамена на должность мирового судьи подали заявление 136 кандидатов. По итогам рассмотрения заявлений квалификационные экзамены приняты у 92 претендентов.

 Со 2 октября 2000 года, согласно совместному приказу Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Управления Судебного департамента в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, мировые судьи официально приступили к отправлению правосудия. В то время в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 года № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» на территории округа осуществляли свою деятельность 60 мировых судей.  

 

               Если обратиться к статистике начала 2000-х годов, можно составить представление о социальном портрете кандидатов, из которых был сформирован институт мировых судей в нашем округе:

   

 

В должности мирового судьи к концу 2000-го года в округе трудилось 25 мужчин и 35 женщин.

Безусловно, профессионализм, в том числе практический опыт работы в области юриспруденции, явился одним из основных критериев качественного отбора кандидатов на должность мирового судьи. Хотя, первым мировым судьям, конечно же, пришлось столкнуться не только с отсутствием судейского опыта работы, но и с отсутствием наработанной годами практики.

С нуля пришлось создавать и резерв работников аппаратов мировых судей – специалистов, которые должны обеспечивать качественное, полное  и своевременное отправление правосудия мировыми судьями. Постановлением Президиума Правительства автономного округа от 15 сентября 2000 года № 162 утверждена первая общая штатная численность аппаратов мировых судей в количестве 253 человек.

Поскольку на этапе становления мировой юстиции не были четко определены ни правовой статут работников аппарата мирового судьи, ни  порядок их зачисления в штат,  подбор кадров и оформление трудовых отношений с работниками аппаратов мировых судей осуществлялись непосредственно на судебных участках. Это также позволило в максимально сжатые сроки создать на судебных участках коллективы специалистов, обеспечивающих процессуальную деятельность мирового судьи и осуществляющих ведение судебного делопроизводства.

            Самое сложное, с чем пришлось столкнуться с началом деятельности мировых судей – это с их размещением на судебных участках. Для осуществления правосудия мировых судей требовалось обеспечить служебными помещениями – залами судебных заседаний, рабочими кабинетами, соответствовавшими требованиям удобства функционирования и доступности населению. Во многом данная проблема решалась благодаря главам муниципальных образований, которые, понимая важность и необходимость создания мировой юстиции в округе, оказали посильную помощь в вопросе предоставления помещений для мировых судей, проведения в них капитальных и текущих ремонтов.

                В течение 2001 года на судебных участках были созданы все необходимые условия – рабочие места оборудованы оргтехникой и офисной мебелью, сейфами и металлическими шкафами для хранения судебных дел, залы судебных заседаний оснащены специальной мебелью, решен вопрос с обеспечением мировых судей служебным автотранспортом, охраной зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями.

Параллельно проводилась работа по информационно-правовому обеспечению деятельности мировых судей, в частности по внедрению справочно-правовой системы «Гарант». В 2000-2001 годах с мировыми судьями и работниками их аппаратов проводились обучающие семинары по использованию ресурсов указанной справочно-правовой системы.

Об органах, координирующих деятельность мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

На первоначальном этапе развития мировой юстиции в автономном округе организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществлялось Управлением Судебного департамента в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Еще в октябре 1999 года Администрацией Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Управлением Судебного департамента в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре подписано соглашение о порядке взаимодействия в области организационного обеспечения деятельности мировых судей автономного округа. Целями соглашения, как указано в его тексте, послужили сохранение единства судебной системы и введение института мировых судей. Стороны договорились совместно осуществлять организационное обеспечение деятельности мировых судей, включающее в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия и укрепления самостоятельности мировых судей.

Впоследствии постановлением Губернатора автономного округа от 18 июля 2005 года № 95 было создано Управление по обеспечению деятельности мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которое 16 ноября 2006 года преобразовано в Департамент по вопросам юстиции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

30 июня 2010 года, в соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 113, вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей переданы в компетенцию Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

С 2015 года Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры был реорганизован путем его присоединения к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, который с этого времени и по сегодняшний день осуществляет функции по обеспечению деятельности мировых судей автономного округа.

 Конечно, при создании в 1999, 2000 годах в автономном округе в рекордно короткие сроки действующего механизма мировой юстиции от органов, курирующих в то время вопросы деятельности мировых судей, потребовалась колоссальная координация усилий. Однако, это не означает, что после создания мировой юстиции все проблемы были решены окончательно и бесповоротно. Для поддержания на достойном уровне условий для осуществления правосудия мировыми судьями требуется постоянно проводить комплексные мероприятия, в том числе по текущему и капитальному ремонту зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями, по выделению дополнительных площадей размещения, по совершенствованию материально-технической базы, систем обеспечения безопасности, по организации дополнительного обучения, курсов повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов, по ведению судебной статистики, совершенствованию организации судебного делопроизводства и работы архива мировых судей, по информатизации деятельности мировых судей и работников их аппаратов и т.п.

Подводя итоги

 Если оценивать сегодня результаты, достигнутые мировой юстицией автономного округа за прошедшие 20 лет, то без данных судебной статистики не обойтись.

Как и в остальных регионах Российской Федерации, служебная нагрузка мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по рассмотрению судебных дел всех категорий в течение всего периода своего существования значительно превышает аналогичный показатель районных (городских) судов. При этом для служебной нагрузки по рассмотрению дел мировыми судьями характерна тенденция ежегодного возрастания.

К примеру, за последние 3 года количество судебных дел и материалов, рассмотренных мировыми судьями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, составляло 289 838 дел и материалов в 2016 году, 292 720 дел и материалов – в 2017 году, 330 754 дел и материалов – в 2018 году. Аналогичный показатель для районных (городских) судов автономного округа составил 95 979 дел и материалов в 2016 году, 82 279 дел и материалов – в 2017 году и 107 188 дел и материалов – в 2018 году.

 В масштабах Российской Федерации служебная нагрузка мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на примере тех же 2016–2018 годов стабильно превышает средние показатели по количеству рассмотренных судебных дел. Так, средняя нагрузка по рассмотрению судебных дел на одного мирового судью в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016 году составила 353 дела в месяц (при среднем показателе по Российской Федерации – 246 дел), в 2017 году – 362 дела (при среднем показателе по Российской Федерации – 286 дел), в 2018 году – 405 дел (при среднем показателе по Российской Федерации – 336 дел).  

 

 Прирост населения Югры вкупе со стабильным ростом служебной нагрузки на мировых судей обусловил создание в автономном округе дополнительных судебных участков и должностей мировых судей. За истекшие 20 лет количество должностей мировых судей и судебных участков в автономном округе увеличилось с 60-ти до 78-ми. В текущем 2019 году Думой автономного округа принято решение об обращении с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменения в Федеральный закон от 29 декабря 1999 года № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» в части увеличения количества мировых судей на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 78 до 84. Соответствующий законопроект был согласован Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на состоявшемся 31 октября 2019 года заседании.

За прошедшие годы институт мировых судей, в том числе и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, достаточно укрепился и занял достойное место в судебной системе Российской Федерации, повысив доступность правосудия для граждан, и тем самым разгрузил федеральные суды общей юрисдикции от значительного количества судебных дел.

Таким образом, сегодня без всяких сомнений можно утверждать, что двадцать лет, истекшие с момента создания мировой юстиции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, свидетельствуют о том, что мировая юстиция, в основу деятельности которой заложены идеи приближения правосудия к населению, оперативности разрешения конфликтов и споров, а также активного использования механизма примирения сторон, стала надежным и современным инструментом отправления правосудия.

Мировой судья, получивший свое название в далеком 1864 году, как «охранитель мира от уголовных нарушителей и водворитель мира среди тяжущихся» и сегодня является важным звеном в российской судебной системе. А данные судебной статистики, свидетельствуют, что население все чаще идет на судебный участок за разрешением конфликтов…

 



К списку новостей

Яндекс.Метрика